Переяславская (Полтавская) Духовная Семинария
Старые «Епархиальные ведомости» так повествуют о начале существования Семинарии в Переяславе: старанием преосвященнаго епископа Переяславского и Бориспольского, кир Арсения Берла, в новосооруженных при архиерейском доме того же лета славяно-латинских училищах «зачаты учения: фара, инфима, грамматика, синтаксима, поэтика и риторика». Это зачатие учений послужило актом рождения Переяславско-Полтавской Семинарии, началом ея историческаго существования.
Основываясь на духовном регламенте, в котором, в числе дел епископа, указывается, между прочим, следующее: «вельми к исправлению Церкви полезно есть сие, чтоб всяк епископ имел в доме, или при доме своем школу для детей священнических, или и прочих, в надежду священства определённых», преосвящ. Арсений, ещё в начале 1737 г., собирал сведения о священнических и церковно-причетнических детях, обучающихся в Киевских училищах. Собравши эти сведения, преосвященный стал подготовлять все необходимое к открытию училища в своей епархии. Как постриженнник Киево-Печерской Лавры, не разрывавший с нею связи во всё последующее время, он нашел сочувствие к своему делу в тогдашнем настоятеле лавры, архимандрите Иларионе Негребецком, который вместе с братиею, «соблаговолил подарить на училища четыре хаты, будинки прозываемого Тамаринского, за речкою стоячия». Эти хаты были перевезены «со всей епархии выстаченными подводами», и из них при архиерейском доме, на земле, приобретённой у полковника Ивана Мировичка, выстроено здание для славяно-латинских училищ, иначе называемых «коллегиумом» и «семинариумом».
Приготовивши здание, преосвящ. Арсений стал заботиться о материальном обеспечении учителей и учеников семинариума. В духовном регламенте о материальном содержании школ архиерейских сказано: «от знатнейших в епархии монастырей брать всякого хлеба двадцатую долю, да от земель церковных, где суть, всякого же хлеба брать тридцатую долю. И на сколько бы человек стало хлеба онаго к пропитанию, и иным нуждам (одеяние не в числе), толикое бы число с потребными служительми было. А учителей довольствовал бы епископ кормом и денежною ругою из архиерейской казны». В таком же духе был издан указ и императрицей Анной Иоанновной от 3 декабря 1737 г. На основании этих законоположений, преосвященный сделал распоряжение по всем протопопиям епархии, чтобы составлены были комиссии из священнослужителей «постоянных, добросовестных и всякой веры годных» и чтобы эти комиссии объехали протопопии, и «всех приходов имеющияся церковныя земли пахатныя и прочия пожитки, с которых доходы собираются к церквам, со всяким обстоятельством и по самой сущой правде описали порядочно», а затем уже, с общаго согласия всех протопопов, составлено было «расположение», что именно и сколько (денег, пшеницы, ржи, гречихи, дров и проч.) нужно взимать от приходов и священнослужителей на содержание открываемого в Переяславе семинариума.
Подготовивши таким образом, всё необходимое, преосвящ. Арсений, собрал в новоустроенное училище из всей своей епархии священнических и причетнических сынов «искусных и удобных к научению славяно-латинскому», и 2 октября состоялось, «за Божиею помощию», открытие славяно-латинского коллегиума или семинариума. Кто был первым начальником этого коллегиума, сколько и какие были первые учителя, каков был первоначальный строй учебной и воспитательной жизни новооткрытой семинарии, а также какое именно число всех учеников собралось, - на всё это нет ответа в отысканных доселе исторических памятниках. Но так как сам основатель семинариума, преосвящ. Арсений, был воспитанник Киевской академии, так как он поддерживал связь с Киевом во всю свою жизнь и в 1743 г. выписывал из Киева же учителей для риторическаго и пиитическаго преподавания в своих училищах, так как, наконец, все семинарии, существующия в России, по словам знаменитаго нашего историка-богослова, высокопреосвященнаго Макария, «суть как бы копии, снятыя с древней Киевской академии», на что указал и Комитет для усовершенствования духовных училищ 1807 г. в своём докладе Государю Императору Александру I-му, то, на основании всего этого, за несомненное нужно признать, что и первым начальником, и первыми учителями Переяславской Семинарии были воспитанники Киевской академии (как и свидетельствует об этом высокопреосвящ. Макарий), а равным образом и самое устройство учебной и воспитательной частей в семинарии было такое же, какое существовало в тогдашней академии.
Таким образом Переяславскую Семинарию со стороны учебно-воспитательнаго строя и ея руководителей и наставников можно назвать родною дочерью Киевской академии, притом дочерью, во всём похожею на свою мать. Но, будучи дочерью, новооткрытая семинария не состояла первоначально ни в какой официально юридческой зависимости от академии, была епаршеской семинарией, всецело зависившей от местных преосвященных. В первое время Переяславская Семинария была не полная, именно она состояла из четырёх низших классов, или, по тогдашнему названию, школ: фары, инфимы, грамматики, синтаксимы, и двух средних, пиитики и риторики, а высшие классы, философский и богословский, открыты в ней после. Притом, эти классы были открываемы не один, а два раза, при различных обстоятельствах и разными. Вообще в жизни нашей Переяславской Семинарии, до преобразования по одному, общему для всех семинарий, плану в 1817 г., можно указать три периода: первый от 1738 до 1785 г., т.е., от начала ея существования до закрытия в ней философскаго и богословскаго классов и подчинения Киевской академии, произшедшаго вследствие временнаго закрытия самой епархии; второй - от 1785 до 1797 г., - период самый бедственный, когда по закрытии епархии, не стало высшаго непосредственнаго архипастырского надзора и попечения, и семинария переживала тяжкие годы; наконец, третий - от 1797 до 1817 г., когда, с восстановлением епархии, начались улучшения семинарии по всем частям.
Из этих периодов первый и второй известны очень мало: имеющияся сведения о них скудны, отрывочны, так что изобразить внешнюю и внутреннюю жизнь семинарии за это время можно только при помощи сравнений с жизнию Киевской академии. В 1803 году, по случаю преобразования губернского административного устройства, Семинария, пребывавшая в Переяславе, была переименована в Полтавскую. Впрочем, в уездном городе Полтавской губернии семинария находилась еще без малого 60 лет. В 1816-1817 годах была проведена реформа духовного образования. Она коснулась и Полтавской Семинарии. Летопись сообщает: Получив указ Св. Синода 10 декабря 1816 г., преосвященный епископ Мефодий сдал оный в консисторию для исполнения и представления ему с мнением, приказал при этом, чтоб «об успехе по сему (т.е. преобразованию духовно-учебных заведений епархии) доносит ему чрез две недели и в семинарское правление послать копию без замеделения». В рапорте консистории преосвященному от 17 генваря 1817 г. мнение ея «относительно преобразования и учреждения духовных училищ в Полтавской епархии» выражено таким образом: «поелику в указе Св. Синода сказано устроить на первый раз необходимое только число уездных училищ, и приходския училища устроить в равном количестве с уездными в одних местах под одним начальством, в Полтавской же епархии, по отдалённости места от Переяслава, необходимым почитается для облегчения духовенства, кроме что при семинарии, ещё и в губернском городе Полтаве училище; для того послать в здешнее семинарское правление указ с запросом, могут ли при семинарии помещены быть уездное и приходское училища, и что окажется донесть консистории немедленно. А между тем предписать указом Полтавскаго Крестовоздвиженскаго монастыря архимандриту Иосифу, что как уставом духовных уездных училищ отделения III, главы 1-й, в § 54-м сказано: ученики уездных училищ, преимущественно же бедные, помещаются для жительства в семинарском доме или монастыре, то чтобы заблаговременно изготовлены были на сей предмет незанятыя никем келии, которых, как консистории известно, в том монастыре имеется для помещения уезднаго и приходскаго училища довольно, сколько оных числом и в каком оныя ныне находятся положении, донести консистории со всевозможною скоростию». На указы консистории, посланные в семинарское правление и к архимандриту Иосифу, первое ответило, «что по количеству и расположению училищных камер настоящаго семинарскаго корпуса могут помещены быть в оном поветовое и приходское училища», а последний прислал на разсмотрение ея «описание праздных в Полтавском монастыре келий, требующих частию совершенной перестройки, частию же иждивительной починки». Но вторичный указ консистории архимандриту Иосифу, чтобы он «за учинением надлежащей сметы, во что оных порчей починка может обойтися, без дальнейшаго излишества прислал таковую смету в консисторию с первою почтою всенепременно», 23 февраля препровождена им при репорте «примерная смета», составленная «сведущими и добросовестными людьми по обозрении с ним и братиею монастыря пустых флигелей». Для приспособления под училище пустых монастырских помещений, «сведущие и добросовестные люди» исчислили расход в 5058 рублей, полагая «без всякого излишества» за 1000 кирпича с доставкою по 28 рублей, за 1000 драни с доставкою по 100 рублей, за сажень песку 10 руб. и т.д.
По представлении консисториею подробнаго доклада преосвященному о преобразовании семинарии и устроении в епархии духовных училищ, его преосвященство препроводил 20 марта «в Св. Синод по Комиссии духовных училищ» нижеследующее «доношение»: «Во исполнение указа из Св. Синода прошаго 1816 года ноября от 19 числа ко мне последовавшаго, о присылке в Св. Синод мнения, в разсуждении устроения в Полтавской епархии уездных и приходских училищ, и о доставлении нужных по сему предмету сведений, истребованы мною откуда следовало чрез посредство Полтавской духовной консистории все отсносящияся к тому справки, из коих усматривая, что в Полтавской епархии, в которой, кроме семинарии, нет никаких нижних учебных заведений, невозможно будет обойтись одним уездным и одним приходским при семинарии училищем; ибо 1-е корпус ея, так как прежде учение в ней простиралось только по риторику, и учеников было весьма умеренное число, устроен столь тесен, что ныне когда в оной ежегодно находится студентов и учеников от 600 до 700, едва могут они помещаться в классах, а особливо в низших, где некоторые из учеников по крайней тесноте принуждены стоять среди класса; если же ограничится устроением только при семинарии одного уезднаго и одного приходскаго училища, а число учеников при новом образовании, особенно в уездном и приходском училищах, по необходимости умножится, судя по тому, что в Полтавской епархии детей священно- и церковнослужительских, в семинарии не обучающихся, находится до 1000 таковых, кои непременно должны будут явиться в те училища, то в сем предположении к помещению их в оных классах откроется совершенная невозможность; и 2-е по пространству Полтавской епархии и по отдалённости многих поветов от епархиальнаго город Переяслава многие из священно- и церковнослужителей чрез доставление детей своих из дальних мест в семинарию принуждены употреблять в пути излишния значительныя издержки, а другие по недостаткам своим и вовсе уклоняются чрез то от образования детей своих учением. В разсуждении чего находя необходимым устроить в Полтавской епархии на первый раз, кроме уезднаго и приходскаго училищ при семинарии, и в другом каком-либо выгодном по местному положению городе особое уездное и приходское училища, и для сего избирая таковым губернский город Полтаву, где в разстоянии одной версты находится мужеский второклассный Крестовоздвиженский монастырь, довольный обширным строением, никем незанимаемым и весьма выгодным к помещении в нём тех училищ, истребовал я от тамошнаго настоятеля архимандрита Иосифа тому строению описание, который, представляя оное и показывая в нем способных к тому, но требующих некоторых нужных починок шесть праздных корпусов, присовокупил и учинённую им обще с братиею и добросовестными - сведущими людьми смету, по коей потребной на починку тех корпусов суммы показано 5058 рублей. - Все сии обстоятельства сообразивши, полагаю мнение: в сходство означеннаго от 19 ноября прошлаго 1816 года указа устроит на первый раз в двух городах Полтавской епархии уездныя и приходския училища в 1-м епархиальном городе Переяславе при семинарии, в которой классических комнат для тех училищ, достаточно будет, и во 2-м губернском городе Полтаве в тамошнем Крестовоздвиженском монастыре с тем, чтобы в новоучрежденныя училища дети священно- и церковнослужительския принимаемы были по удобности местнаго положения, - в Переяславе из 15 поветов, Полтавскую епархию составляющих: Переяславскаго, Золотоношскаго, Пирятинскаго, Лубенскаго, Лохвицкаго, Прилукскаго, Роменскаго и Гадячскаго, и в Полтаву из поветов: Полтавскаго, Константиноградскаго, Кременчугскаго, Кобелякскаго, Хорольскаго, Мигородскаго и Зеньковскаго; для каковых училищ и учители имеются способные и благонадёжные, которые могут иметь выгодныя квартиры - здесь при доме архиерейском, а в Полтаве - в означенном Крестовозвиженском монастыре». «Сверх сего долгом поставляю почительнейше доложить Св. Синоду: 1-е Полтавской семинарии ректор и богословии учитель, Лубенскаго второкласснаго Преображенскаго монастыря настоятель, архимандрит Ириней, по припадкам своим болезненным, к излечению коих не предвидится надежды, не может впредь оставаться с пользою в должностях по семинарии и настоятелем того монастыря; 2-е находящийся в здешней епархии на пребывании архимандрит Сильвестр и занимающийся в семинарии преподаванием герменевтики и церковной истории, по известной болезни своей, для обучения впредь по оным предметам, не может быть надёжен; 3-е семинарии префект, философии учитель протоиерей Иосиф Козачковский и риторики учитель 10 класса (чиновник) Семён Андрущенко, по долговременной, усердной и добропорядочной их службе, могут и впредь для семинарии быть благонадёжными и служить в ней с пользою; и 4-е нижних классов учители объявили согласие продолжать учительскую службу в уездных училищах. Для того всенижайше прошу св. правительствующаго Синода: 1-е определить в Полтавскую семинарию новаго ректора, а нынешнему ректору архимандриту Иренею, по неимению в здешней епархии праздных настоятельских мест, и потому что настоятельство означеннаго Лубенскаго монастыря соединено с должностию семинарии ректора, дать особе какое либо место по своему благоусмотрению; 2-е учителей - философии протоиерей Козачковскаго и риторики Андрущенка, по изъясненному их достоинству, утвердить в звании профессоров тех наук и перваго из них, по особенной способности и опытности в образовании юношества, назначить в должность инспектора семинарии и ректора уезднаго при оной училища, от коих и конспекты при сем прилагаются; 3-е определить профессоров а) на предметы: богословия, церковной и всеобщей истории и математики и б) на языки: еврейский, греческий, немецкий и французский; и 4-е если повелено будет открыть в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре уездное и приходское училища, то настоятеля онаго архимандрита Иосифа утвердить в звании смотрителя уезднаго училища. - Все же сие предаю на благоразсмотрение Св. Синода и имею долг ожидать в разрешение на то указа».
По сему донесению преосвященнаго Мефодия прежде всего сделано было распоряжение об отпуске 5058 рублей на приспособление праздных построек Полтавскаго Крестовоздвиженскаго монастыря для помещения в них уезднаго и приходскаго училища. Комиссиею духовных училищ исходатайствовано Высочайшее дозволение на отпуск означенной суммы и о переводе оной в ведение Полтавскаго преосвященнаго поручено митрополиту Амвросию известить его, что им и учинено 27 мая 1817 г. По получении отношения от высокопреосвященнаго митрополита Новгородскаго, епископ Мефодий предписал консистории: «к архимандриту Полтавскаго монастыря послать при указе шнурозапечатанную книгу с предписанием, дабы он приняв немедленно из Полтавской казённой платы показанные 5058 рублей и записав в ту книгу приходом употреблял их согласно с назначением и экономическою бережливостию, показывая в книге расходы с росписками, а притом приступил бы как возможно поспешнее к починкам строений, предназначенных в оном монастыре для уезднаго и приходскаго училищ». Далее, приложенные к донесению преосвященнаго конспекты учителей Полтавской семинарии, Комиссиею духовных училищ препровождены были для разсмотрения в конференцию С.-Петербургской духовной академии. Последняя, исполнив данное ей поручение, донесла:
«1) Полтавской семинарии префекта протоиерея Козачковскаго конспект по классу философских наук есть порядочный состав понятий философии Волфианской. Сочинитель достаточно знает язык латинский. Учителем быть может; звание профессора заслужит, естьли приложит старание дополнить свои сведения новейшими открытиями в философии.
2) Той же семинарии учителя риторики Андрущенка конспект по классу словесных наук в порядке, и сочинитель учителем быть может».
Заключения Комиссии духовных училищ по донесению преосвященнаго Мефодия, сообщенныя ему митрополитом Амвросием выпискою из журналов ея от 30 мая и 24 июля, состояли в следующем:
«1) В Полтавской епархии, согласно представлению преосвященнаго, учредить два уездныя и два приходския училища - одне в Переяславе при семинарии, а другия в Полтаве при тамошнем Крестовоздвиженском монастыре.
2) Ректором и профессором богословских наук определяется С.-Петербургской академии бакалавр по части церковной истории иеромонах Кирилл.
3) Профессором церковной истории и греческаго языка магистр Ловагин.
4) Профессором истории всеобщей и российской и еврейскаго языка, старший кандидат Сипягин.
5) Протоиерея Козачковскаго и 10 класса Андрущенка утвердить - перваго профессором философских наук и инспектором семинарии, а втораго учителем словесности. В предписании по сему предмету поместеть, дабы упомянутый протоиерей приложил старание дополнить свои сведения новейшими открытиями в философии.
6) Определение учителей французскаго и немецкаго языков предоставляется местному начальству.
7) Ректорами уездных училищ быть - Переяславскаго - означенному Козачковскому, а Полтавскаго - Крестовоздвиженскаго монастыря архимандриту Иосифу.
Общия положения: учебный курс во всех училищах Киевскаго округа считать с будущаго сентября. Учеников семинарий, оканчивающих ныне учебный курс, уволить в епархиальное ведомство для определения на места, а неокончивших разместить по отделениям для слушания полнаго курса. Училищам Киевскаго округа состоят в ведении С.-Петербургскаго академическаго правления». Выписка сия препровождена была преосвященному Мефодию 11 августа, а 14 числа того же месяца последовал на имя преосвященных Киевскаго округа указ Св. Синода, «дабы они немедленно приступили к открытию семинарских правлений в новом виде и чтобы как они, так и семинарския правления по открытии семинарий в училищных делах руководствовались данными им уставами». Вместе с сим сообщалось преосвященным, что «до преобразования Киевской академии все училища Киевскаго округа будут состоять в ведомстве С.-Петербургскаго академическаго правления». Таким образом, в сентябре 1817 г. последовало преобразование Полтавской семинарии по новым уставам, составленными Комиссиею духовных училищ, а одновременно с ним открыты при ней уездное и приходское училища. Открытие же Полтавскаго уезднаго училища замедлилось до 7 генваря 1818 года (Дело 1816 года № 112).
В 1862 году Семинария была перенесена из уездного города Переяслава в губернский центр - Полтаву. Серьезная реформа была проведена в Полтавской Семинарии в 1876/1877 учебном году. Вернемся к хроникам:
После ревизии, произведённой в мае прошлаго года г. Член-ревизором Учебнаго Комитета при Святейшем Синоде, Коллежским Советником, С.И. Миропольским, Полтавская Семинария оканчивала последние дни своего непреобразованного состояния и с начала 1876/77 учебнаго года вступила в новый период своего бытия, - в состояние полнаго преобразования, согласно уставу православных духовных семинарий, Высочайше утверждённому 14 мая 1867 года.
1. Первому и самому ощутительному изменению на лучшее новопреобразованная Полтавская Семинария подверглась в учебной своей части. Здесь произошло, с одной стороны, вовсе распределение классов и соединенное с ним новое размещение учебных предметов, а с другой - новое число уроков в течение недели и связанное с ним изменение прежнего штата гг. преподавателей. а) До преобразования в Полтавской Семинарии были три отделения учащихся: низшее, среднее и высшее, с параллельными классами при каждом отделении, за исключением последняго пред преобразованием (1873/74-го) учебнаго года, когда в высшем отделении, по малочисленности его, параллельный класс был уже закрыт. В каждом из упомянутых трёх отделений воспитанники учились по два года.
- С прошлаго учебнаго года из трёх прежних отделений Семинарии образовано было шесть классов, с одногодичным курсом, как и в других учебных заведениях наших. При этом, так как воспитанников Полтавской Семинарии по штату положено 324, то по штату же при Полтавской Семинарии назначено быть параллельным отделениям при первых трёх классах, что и было в истекшем учебном году и остаётся доселе. С образованием шести классов, и учебные предметы распределены в Полтавской Семинарии с минувшаго учебнаго года, согласно требованиям устава преобразованных семинарий. Распределение это следующее: a) в 1-м классе преподаются: изъяснение Св. Писания (пятокнижия Моисеева), теория Словесности, всеобщая гражданская История (древняя), Алгебра, Греческий, Латинский, Немецкий и Французский языки; b) во II-м классе - изъяснение Св. Писания (исторических книг Ветхаго Завета), история Литературы, История общая и русская, Геометрия, Греческий, Латинский, Немецкий и Французский языки; c) в III-м классе - изъяснение Св. Писания (учительных книг Ветхаго Завета), Логика, История общая и русская, Тригонометрия, Пасхалия, Греческий, Латинский, Немецкий и Французский языки; d) в IV-м классе - изъяснение Св. Писания (пророческих книг Ветхаго Завета), Психология, Обзор философских учений, Физика, Космография, Греческий и Латинский языки; е) в V-м классе преподаются: изъяснение Св. Писания (Евангелий и книги Деяний), Основное Богословие, Литургика, Гомилетика, Церковная история, Педагогика и чтение Отцов на Греческом языке; f) в VI-м классе - изъяснение Св. Писания (послания Апостольския и Апокалипсис), Догматическое Богословие, Нравственное, Гомилетика, Практическое Руководство для пастырей, история Русской церкви, Педагогика и чтение Отцов на Греческом языке. Таким образом изъяснение Св. Писания и Греческий язык проходят чрез все классы Семинарии, история гражданская и новые языки чрез первые три класса, Физико-математическия науки и Латинский язык чрез первые четыре класса. При таком распределении предметов, первые четыре класса Семинарии образуют собою курс наук, так называемых, общеобразовательных, а старшие два класса - курс наук специально-богословских. Оканчивающие первый, т.е. общеобразовательный курс, пользуются всеми правилами окончивших курс средних учебных заведений Министерства Народнаго Просвещения и могут поступать (как поступали и доселе поступают) в университеты и другия высшия учебныя заведения, кроме духовных академий, для поступления в которыя непременно требуются пройти полный курс наук всех шести классов семинарии. Кроме упомянутых предметов, воспитанники Семинарии, поочерёдно, известными группами, под руководством особых преподавателей, обязаны, по новому уставу, заниматься в часы внеклассные церковным пением и гимнастикою. Первый из сих двух предметов преподавался в Полтавской Семинарии и в прошлом учебном году; последний - нет, по отсутствии общежития в Семинарии, приспособленных для гимнастики снарядов и помещений для оных. Уроки Гимнастики имеют открыться только в настоящем помещении Семинарии, в наступившем учебном году. Далее, воспитанники IV, V и VI классов изучившие один из двух новейших языков в первых трёх классах Семинарии, приглашаются, в виду особливой задачи и цели семинарскаго образования, к изучению и Еврейскаго языка, по свободному их желанию, также во вне-классное время, для чего и полагается по два урока в неделю. Наконец, нельзя не упомянуть, что воспитанники V и VI классов Семинарии, под руководством г.Преподавателя Педагогики, имеют ещё особыя весьма почтенныя занятия даже и в воскресные и праздничные дни. Разумеем воскресную при Семинарии школу. Школа эта открыта в генваре 1867 года. Средства ея по началу были весьма скудны, и если она и тогда уже делала довольно заметные успехи, то это надо приписать первее всего трудолюбию и энергии тогдашняго Инспектора Полтавской Семинарии и вместе преподавателя Педагогики, А. С. Шереметинскаго. С поступлением на кафедру Педагогики в 1867/68-м учебном году нынешняго Преподавателя этого предмета, Г. В. Истомина, деятельность в воскресной школе возрастала со временем, хотя желаемые успехи и затруднялись продолжавшеюся скудостью средств. Но и это последнее прискорбное обстоятельство устранено, наконец. Высокопреосвященное к делу народнаго образования нынешняго г. Министра Народнаго Просвещения и вместе Обер-Прокурора Святейшаго Синода, Графа Дмитрия Андреевича Толстаго, внушило ему заботу исходатайствования увеличения материальных средств воскресных при семинариях школ. Вследствие сего и наша воскресная школа с 1873 года получает ежегодно на свои учебныя нужды по 300 рублей. - Обучаются в школе не одни малолетние и юноши, но и люди возрастные и зрелые, большею частию из мещан и ремесленников г. Полтавы. Число учащихся колеблется под влиянием как условий домашней жизни самых учащихся, так и времён года. Цифры учеников воскресной школы нашей наименьшия 60-70, наибольшия 120-130. б) В прежних, до преобразования, духовных семинариях бывало по три урока в день в каждом классе. Так было и в Полтавской Семинарии, но не до года ея преобразования, а гораздо давнее. По ходатайству Архипастыря нашего, вследствие представления Правления Семинарии, принятаго им в особливо сочувственное внимание, в Полтавской Семинарии открыто по четыре урока в день, согласно уставу преобразованных семинарий, ещё в 1869 году, так что с этой стороны Семинария Полтавская могла считать себя преобразованною за 7 лет до года полнаго своего преобразования. Тем не менее, с увеличением числа классов в истекшем учебном году, с более широкою постановкою программ по разным предметам в семинариях преобразованных, потребовалось и открылось и в нашей новопреобразованной Семинарии гораздо большее число уроков в течении недели, нежели какое было у нас прежде. Так в запрошлом 1875/76-м учебном году в Полтавской Семинарии было только 120 уроков в неделю, а в прошлом, с преобразованием ея, 198 уроков, да сверх того 4 урока пения и 2 урока Еврейскаго языка, всего 204 урока в неделю. В наступившем учебном году к ним прибавятся 4 урока гимнастики, при чём всех уроков в неделю в Семинарии имеет быть 208. С таким увеличением числа уроков, и самый штат гг. Преподавателей увеличился в новопреобразованной Полтавской Семинарии по сравнению с прежним ея состоянием. Так, до преобразования ея, в ней было 13 штатных преподавателей, включая в это число и ректора с инспектором, бывших тогда и преподавателями, наряду с остальными своими сослуживцами. Теперь, по штатному положению, состоят при Семинарии: Ректор и Инспектор, 2 преподавателя св. Писания, 2 преподавателя Математики, 2 - Латинскаго языка, 3 - Греческаго, 1 - Словесности и Логики, 1 - Психологии, Обзора философских учений и Педагогики, 1 - Общей и Русской гражданской Истории, 1 - Общей и Русской церковной истории, 1 - Гомилетики, Литургики и Практического Руководства для пастырей, 1 - Богословий, - всего 17 лиц штатных. Сверх сего, в качестве вольнонаёмных, по соглашению с Правлением Семинарии, приглашаются из других учебных заведений: 2 преподавателя новейших языков, 1 - пения и 1 - гимнастики. Преподавание Еврейскаго языка поручается способному из евреев, исповедующих христианскую веру, а в случае неимения таковаго, кому либо из учителей Семинарии.
Многозначительною силою, условливающею успехи учебной деятельности как гг. преподавателей, так и воспитанников Семинарии, служат две библиотеки: а) собственно, так называемая, семинарская библиотека и б) ученическая библиотека. а) Первая из сих библиотек представляет собою состав книг по всем отделам семинарскаго курса наук на разных языках, а также и собрание разных духовных и светских периодических изданий. При крайней скудости средств, какими располагала прежде библиотека, состав и ценность ея не обещали быть значительными. На деле, однако, было не то. Библиотека Переяславской Семинарии пользовалась в старину репутацией одной из самых капитальных между библиотеками других южно-русских семинарий. Объясняется это тем, что блаженной и незабвенной памяти Архипастыря Переяславско-Полтавской Епархии нередко жертвовали в пользу библиотеки, как видно из сохранившихся доселе надписей на книгах, не скудною рукою, в названиях многих, иногда многотомных и ценных. Но мы неожиданно лишись значительной части этого духовнаго богатства. Пожар 1854 года, от котораго пострадал деревянный второй этаж (где хранилась библиотека) Переяславских семинарских зданий, причинил Семинарии величайшее, ничем доселе не поправимое, несчастие, отнявши у ней, как гласит молва, много книг и изданий, дорогих для нашего заведения. Библиотека семинарская сделалась скуднее с этих пор и трудно поправлялась. В настоящее время он имеет около 200 названий, в числе коих есть не мало многотомных, не говоря о журналах, составляющих значительный отдел библиотеки. С преобразованием Семинарии нашей, и для библиотеки ея настали лучшия времена, так как на содержание и приращение ея, вместе с физическим кабинетом, ассигнуется удовлетворительная для нас цифра - 400 рублей в год. При этом так называемой, фундаментальной библиотеки есть ещё два отдела, имеющие особенную важность собственно для воспитанников Семинарии. Это - библиотека безмездная и библиотека книг, назначаемых для продажи воспитанникам. Обе состоят из учебников и наиболее необходимых учебных пособий, разсылаемых ежегодно по семинариям из складов Хозяйственнаго Управления при Святейшем Синоде. Первая даёт учебники и пособия в даровое пользование всем тем воспитанникам, которые, по бедности своей, пользуются казённым содержанием; вторая имеет целию облегчить учебныя нужды и своекоштных воспитанников, продавая им учебники и пособия по самым удешевлённым ценам, какия само Хозяйственное Управление, при своих довольно значительных спросах и оборотах, выговаривает от книгопродавцев, или же и авторов непосредственно. б) Основание ученической при Полтавской Семинарии библиотеки относятся к началу 1864/65-го учебнаго года. Приступлено было к делу в надежде на добровльныя пожертвования от корпорации семинарской и некоторых лиц г. Полтавы. Действительно, при участии тогдашняго Ректора Семинарии, Архимандрита Серафима, и одного и из его сослуживцев-преподавателей, явилось несколько вкладов. Но их было так не много, что из них вышла весьма скудная библиотека, которая, быть может, так и зачахла бы и скоро прекратила своё существование, если б не поставил её на ноги неныешний наш Архипастырь. Осенью 64 года он выделил из собственной библиотеки около 500 книг (включая сюда и несколько журналов за несколько лет) по преимуществу богословскаго содержания и пожертвовал их в пользу ученической при Семинарии библиотеки. С этого времени дальнейшее плодотворное существование библиотеки было обезпечено. С генваря 65 года постановлено правилом приглашать к денежным пожертвованиям на библиотеку воспитанников семинарии, по явке их трижды в год из домов родителей и родственников. Но, при бедности большей части воспитанников, боры от таких пожертвований бывали не велики и никогда не превышали и полсотни рублей в год. С 72-го года, благодаря опять таки отеческому участию в нуждах Семинарии нашего Архипастыря, средства библиотеки значительно увеличены. Определением общеепархиального съезда духовенства в этом году положено от каждой церкви взносить на ученическую библиотеку по 25 копеек в год. доставленные таким образом через оо. благочинных деньги дают до 250 рублей. С пожертвованиями гг. преподавателей и воспитанников, всей суммы в пользу ученической библиотеки собирается до 300 рублей в год. - В настоящую пору в библиотеке насчитывается до 800 названий, из коих есть не мало многотомных, а иных и по нескольку экземпляров, если книги имеют близкое отношение к урокам и составляют важныя учебныя пособия. Ближайшее заведывание библиотекой возложено на семинарскую инспекцию. Выписка книг для ней, как и для фундаметальной библиотеки., бывает в установленные сроки, по рекомендации гг. преподавателей и по определениям Педагогическаго Собрания Правления Семинарии, утверждаемым Его Преосвященством.
2. Что касается воспитательной части, то и в этом отношении, как и в отношении учебном, Семинария подготовлялась к переходу в новое состояние за благовременно и постепенно, получивши, само собою, новыя лучшия средства к достижению своих целей только в состоянии преобразования. Ряд инструкций и правил, коими регулируется в Семинарии дело воспитания, выработан в духе новаго устава последовательно и теперь давно уже действует. Так, начиная ещё с ноября 1867 года, исправляющим ныне должность инспектора Семинарии вновь составлены, а впоследствии разновременно (до истекшаго учебнаго года) пересмотрены, исправлены и дополнены: инструкция Инспектору Семинарии, помощникам инспектора, надзирателю, правила поведения учеников и правила о дисциплинарных взысканиях с учащихся за проступки их. Но полное и всестороннее применение на практике всех правил и требований дисциплины, до преобразования Семинарии, встречало значительныя, а иногда и прямо неодолимыя заструднения. Помощниками Инспектора в Полтавской Семинарии, до преобразования ея, были по усмотрению и предположению начальства, три преподавателя, с вознаграждением в сто рублей в год каждому. Хотя не всегда и не у всех их них размер труда сообразовался с мерою вознаграждения, тем не менее, при отсутствии общежития своекоштных (каковых бывала всегда самая большая часть) воспитанников, деятельность гг. помощников далеко не могла достигать целей инспекции, удовлетворительно поставленной. С 1872 года, для лучшаго надзора за казеннокоштными воспитанниками назначен надзиратель, с жалованьем в 250 рублей в год из местно-епархиальных средств, с квартирою и отоплением при общежитии казённокоштных воспитанников. Но так как надзирателем бывал только окончивший курс Семинарии воспитанник, то и понятно, почему он не мог иметь ни надлежащей подготовки к немаловажному служению своему, ни большаго влияния на воспитанников - в целях инспекции семинарской. К началу истекшаго учебнаго года, когда Семинария Полтавская вступила в период преобразования, получено было благодетельное распоряжение высшаго духовно-учебнаго Начальства, по которому вакансии помощников инспекторов в семинариях положено замещать не только студентами духовных академий, прослушавшими трёхгодичный академический курс, но и лицами, имеющими учёную степень магистра или кандидата. В силу этого определения, в Полтавскую Семинарию, на две вакансии помощников инспектора, в самом начале истекшаго учебнаго года поступили два лица, окончившия полный академический курс, а именно: в августе прошедшаго года Студент Московской Духовной Академии, М. И. Базилевский, бывший пред тем целые полгода преподавателем истории в Петрозаводской Семинарии, а в Сентябре окончивший курс С.-Петербургской Духовной Академии, Студент Галкин, в Марте сего года выбывший для поступления на учебную службу по Министерству Народнаго Просвещения в Оренбургский округ. Вакансия его, свободная до конца прошлаго учебнаго года, теперь замещена также окончившим полный академический курс, Студентом Московской Академии, М. Н. Румянцовым, уже прибывшим на место своего назначения и вступившим в отправление своей должности. При деятельном участии в трудах инспекции семинарской таких лиц, свободных от преподавательских собственно обязанностей и специально посвящающих себя делу воспитания, есть полная надежда на то, что все требования новаго семинарскаго устава по части воспитательной найдут деятельное применение.
В 1918 году новая власть Полтавскую Семинарию закрыла.
С Полтавской Духовной семинарией связаны имена многих выдающихся церковных деятелей:
прославленных в лике святых:
обучался святитель Софроний (Кристалевский, +1771), епископ Иркутский,
обучался священномученик Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский,
был инспектором священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский,
преподавал священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский,
иерархов:
обучался преосвященный епископ Екатеринославский Августин (Гуляницкий, +1892), проповедник, автор руководства по основному богословию,
был профессором преосвященный епископ Томский Агапит (Вознесенский, +1854),
преподавал преосвященный епископ Екатеринославский Алексий (Новоселов, +1880), магистр богословия,
обучался преосвященный архиепископ Астраханский Анастасий (Братановский, +1806), известный проповедник, автор гимна «Коль славен наш Господь в Сионе», главный участник составления проекта преобразования духовных школ на рубеже XVIII-XIX веков,
преподавал преосвященный архиепископ Кишиневский Антоний (Шокотов, +1871), магистр, профессор,
преподавал и был ректором преосвященный архиепископ Могилевский Варлаам (Шишацкий, +1823), деятель воссоединения униатов с Православием на Волыни,
был ректором Преосвященный архиепископ Астраханский Виталий (Борисов-Жегачев, +1841),
преподавал Преосвященный епископ Новомиргородский Далмат (Долгополов, +1883),
обучался преосвященный епископ Воронежский Епифаний (Саввич, +1825), впоследствии профессор, ректор Казанской Духовной академии,
был ректором Преосвященный архиепископ Подольский Кирилл (Богословский-Платонов, +1841), участник перевода на русский язык Священного Писания, ректор Московской Духовной академии, доктор богословия, замечательный проповедник, усердный миссионер,
обучался преосвященный архиепископ Черниговский Лаврентий (Бакшевский, +1837),
был инспектором преосвященный архиепископ Донской Митрофан (Вицинский, +1887), магистр богословия, почетный член Церковно-археологического общества, член миссионерского общества,
был инспектором преосвященный епископ Томский Платон (Троепольский, +1876), магистр богословия, миссионер в среде раскольников,
был инспектором и ректором преосвященный архиепископ Вологодский Феодосий (Шаповаленко), магистр богословия, член комиссии о преобразовании духовных учебных заведений,
обучался преосвященный архиепископ Курский Феоктист (Мочульский, +1818), организатор духовного образования, член Академии наук, миссионер среди сектантов,
был ректором преосвященный епископ Самарский Феофил (Надеждин, +1865),
преподавал Николай Сагарда, известный патролог,
а также светских деятелей:
был преподавателем и наставником писатель Иван Семенович Нечуй-Левицкий,
был преподавателем дирижер, педагог и композитор Гордий Павлович Гладкий,
обучался просветитель, общественный деятель Григорий Ипатиевич Маркевич,
обучался ливанский писатель Мишель Нуайме (Mikhail Naimy).
Словенская Духовная Семинария
Важно отметить, что в течение 1776-1795 годов в Полтавской епархии было сразу две Семинарии - одна в Переяславе, а другая - в самой Полтаве. Несколько слов о второй.
В 1775 году была учреждена архиепископия Словено-Херсонская. Первым архипастырем новой епархии был назначен архиепископ Евгений (Булгар). Он и организовал в 1776 году Полтавскую Семинарию (более известную в истории как Словенская или Екатеринославская). Ректором ее стал иеромонах Никифор (Феотоки). И архиепископ Евгений (Булгар), и Никифор (Феотоки), впоследствии архиепископ Словено-Херсонский - выдающиеся церковные деятели. Разместилась Семинария в Полтаве в доме, предоставленном генерал-фельдмаршалом графом Разумовским. Куратором Семинарии (лицом, отвечавшим за материальное обеспечение духовной школы) стал Петр Федорович Паскевич. В 1797 году Семинария из Полтавы переведена в Новомиргород, а после и в Екатеринослав.
В Полтавской Семинарии учились создатель новой украинской литературы Иван Петрович Котляревский и переводчик Илиады Н.И. Гнедич.
Никифор Феотоки родился в 1731 году на острове Корфу. Первоначальное образование он получил в отечественной Гимназии, которое потом докончил в Итальянских Университетах и Академиях. Возвратившись из Италии на родину в 1748 года, он принял монашество, а в 1753 посвящен в иеромонаха и потом три года был проповедником при Церкви Пресвятой Богородицы в г. Корфу. С 1757 по 1765 годы был преподавателем Риторики, Математики, Физики и Астрономии в Корфской Гимназии. Имея с детства сильное желание видеть Афонских подвижников, он посетил гору Афон, оттуда отправился на Восток в Палестину и Египет, где, между прочим, проповедовал Евангелие, и многих магометан и язычников обратил ко Христу. Митрополит Ясский пригласил Феотоки быть Ректором Ясской Гимназии, в которой, исправляя должность Ректора, в тоже время он сам преподавал математику и географию. В 1776 году, по приглашению Архиепископа Словенского Евгения, он прибыл в Полтаву, где и определен Ректором в Словенскую Семинарию.
Когда в 1779 г. Преосвященный Евгений сам отказался от управления Епархиею, то на свое место в Архиепископа Словенского он рекомендовал Императрице и Святейшему Синоду Никифора Феотоки. При новом архиерее Ректором Семинарии назначен был Полтавский Протоиерей Иоаким Яновский.
Потом постепенно в Семинарии начали открываться прибавочные классы. В 1783 г. в сентябре открыт класс Философии, и на этот предмет назначен учителем приехавший из Молдавии Гавриил Бонулеско-Бодони - еще один выдающийся церковный деятель, впоследствии Митрополит Молдо-Влахийский. Наконец 21 сентября 1786 года торжественно был открыт в Словенской Семинарии и класс Богословия.
28 ноября 1786 года Преосвященный Никифор перемещен был на Астраханскую кафедру. В 1786 году Словенская Епархия переименована в Екатеринославскую и Херсониса-Таврическаго, а вслед за тем и Словенская Семинария переименована в Екатеринославскую, хотя оставалась по-прежнему, в Полтаве. 31 Декабря 1797 г. Архиерейская кафедра с Консисториею, а равно и Семинария переведены из Полтавы в Новомиргород, и 15 марта 1798 г. Семинария в Новомиргороде открыта лично Митрополитом Гавриилом Бодони.
Духовное училище Полтавской епархии
В новом качестве Духовная школа была открыта в августе 1997 года стараниями у усердием настоятеля Свято-Николаевского собора г.Комсомольска, благочинного Кременчугского округа, наместника Спасо-Преображенского Мгарского монастыря архимандрита Филиппа (Осадченко). До конца 2001 года (в течение 6 лет) оно существовало исключительно на иждевении управляемых им церковных приходов: Свято-Николаевского собора и Спасо-Преображенского Мгарского монастыря. С первых дней своего существования она стала известна хорошим питанием студентов и живописным местом расположения. В течение сентября-октября 2007 года отец-ректор лично подбирал книги для библиотеки, преобретая их в буккинистических магазинах, у книжных коллекционеров, кроме того пожертвовав свою личную бесценную коллекцию старых книг XVIII-XX веков, которую собирал в течение 20 лет. Так за два месяца библиотека выросла с 40 до 4000 книг. В ноябре 1997 года Священный Синод Украинской Православной Церкви подтвердил и утвердил статус новооткрытой Полтавской Духовной школы, как Духовного училища Полтавской епархии с двухгодичным сроком обучения. В Духовном училище воспитанники стационарной (дневной) формы обучались на пастырско-богословском отделении и отделении регентов-псаломщиков. В 1999 г. в Духовном училище был открыт сектор заочного обучения. С 2001 года духовная школа перешла на трехгодичное обучение.
На протяжении всего этого периода училище возглавлял архимандрит Филипп (Осадченко). Значительным и радостным событием в истории Духовного училища в 2001 г. стало поставление ректора Духовного училища во Епископа Полтавского и Кременчугского.
- возведен декоративный гранитный забор высотой в 3 м., который ввиду своей монументальности и протяженности горожане небольшого Комсомольска до сих пор называют «древностью среди современности»;
- в виду постепенного увеличения количества учащихся на территории училища был построен погреб;
- именно в этот период постепенно были проведены ремонты во всех помещениях, переданных городским муниципалитетом училищу: разбиты ненужные перегородки, построены необходимые, поставлена сантехника, крыши перекрыты смоляным покровом.
- в самом здании училища в 1998 г. был открыт, и это главное, училищный храм во имя преп.Нестора Летописца.
- была установлена автономная система отопления, позволяющая обеспечивать достаточный уровень температуры в жилых и учебных помещениях даже при малом давлении газа в сети.
С 1998 г. в Актовом зале, по благословению ректора, стали проводиться встречи с представителями инославных религиозных конфессий для ознакомления последних с православным богословием и историей. Нас посещали адвентисты, баптисты, пятидесятники. Для студентов в трапезной училища была устроена ознакомительная встреча с баптистскими пасторами, позже проведена дружественная дискуссия между преподавателями училища и пасторами на территории местной баптистской общины.
В 1999 г. вышел первый выпуск газеты «Глагол времен», которая появилась благодаря стараниям и активности студентов Ус А., Денисюка Р., Шульженко А., а также всецелой моральной и материальной поддержке Ректора архимандрита Филиппа.
В этот же период учащиеся впервые попробовали себя в социальном служении - они посещали болящих и поддерживали нуждающихся больную водянкой девушку. Хотелось бы вспомнить отозвавшихся тогда на человеческую боль Белокур Татьяну и Лавецкую Людмилу, а также их одноклассниц.
Именно в это время библиотека училища сформировала свой основной фонд, который впоследствии пополнялся богословскими новинками. От начала работы, до получения статуса Миссионерского Духовного училища Украинской Православной Церкви библиотека насчитывала 10 000 книг.
За этот же период училищем были выпущены большими тиражами учебники по Церковному пению, Церковному уставу (3 тома), Патрологии, Догматическому богословию, Истории Христианской Церкви (2 тома), Истории Православия на Руси (2 тома), Церковнославянскому языку, Пастырскому богословию.
Обязанности инспектора училища исполняли:1997-2000 г.г. - диакон, а позже иерей Георгий Луценко. 2000-2002 г.г. - диакон Александр Галака. Обязанности проректора училища исполнял: 2001-2002 г.г. - протоиерей Игорь Старынин. | Заведовали канцелярией:1997-2000 г.г. - Маслов К.П. 2000-2002 г.г. - Погребной В.В. |
Преподавали в течение периода возобновления работы Полтавской Духовной школы:
- инспектор училища, диакон, впоследствии иерей Георгий Луценко: Библейская история, Церковнославянский язык, Церковное пение;
- духовник училища иерей Георгий Граб: Катехизис;
- пресс-секретарь училища иерей Евгений Паламарь: Сектоведение и Сравнительное богословие;
- иерей Сергий Коваленко: История Православия на Руси, Пастырское богословие;
- иерей Игорь Старынин: Общехристианская История Церкви, Патрология, Догматическое богословие.
- диакон Александр Галака: Церковный устав;
- секретарь Совета училища Маслов Константин Петрович: Общехристианская История Церкви, История Православия на Руси, Священное Писание Нового Завета;
- Маринский Вадим Николаевич: Основное богословие, Священное Писание Ветхого Завета;
- Лавриненко Илья Анатольевич: Катехизис, Догматическое богословие;
- Яблуновский Сергей Николаевич: Библейская история;
- куратор богослужебной практики, впоследствии секретарь Совета училища, Погребной Владимир Валентинович: Священное Писание Нового Завета;
- Боярчук Анатолий Александрович: Нравственное богословие, Иконоведение;
- Пивторак Александр Леонидович: Сектоведение, Сравнительное богословие, Церковнославянский язык;
- Мохунь Сергей Андреевич: Основное богословие и Апологетика;
- Лотыш Василий Михайлович: Священное Писание Ветхого Завета;
- куратор богослужебной практики Шульженко Александр Николаевич: Священное Писание Ветхого Завета;
- Каличина Светлана Борисовна: Сольфеджио;
- Луценко Ирина Николаевна: Церковное пение;
- Шульская Ирина Васильевна: Сольфеджио;
- Рыбальченко Людмила Леонидовна: Православная культурология, Риторика, Языкознание, Стилистика;
- Нечаева Яна Викторовна: Церковное пение, Дирижирование, Фортепиано;
- Любенская Татьяна Александровна: Церковное пение, Фортепиано;
- Настека Ольга Анатольевна: Методика работы с хором, Церковное пение;
- куратор богослужебной практики Лавецкая Людмила Леонидовна: Церковный устав.
Миссионерское Духовное училище УПЦ
Постановлением Священного Синода УПЦ от 27 декабря 2002 года Духовное училище Полтавской епархии было реорганизовано в Миссионерское Духовное училище Украинской Православной Церкви. В связи с этим пастырско-богословское отделение было реорганизовано в богословско-миссионерское, что позволило давать богословское образование также и лицам женского пола, с последующим преподаванием ими не только в воскресных школах и на катехизаторских курсах, но и предметов христианского содержания в системе светского образования. Сегодня 21 человек из числа выпускников преподают в светских школах (параллельно получая светское педагогическое образование).
В 2006 году в Миссионерском Духовном училище Украинской Православной Церкви было открыто иконописное отделение.
Именно в период существования Миссионерского Духовного училища УПЦ (2002-2007 г.г.) были полностью освоены все помещения училищного комплекса.
Построено 4 сарая для хозяйственных работ.
Для улучшения теплоизоляции продолжалась установка металлопластиковых стеклопакетов в жилых комнатах и учебных классах.
Была установлена система автономного водоснабжения; скважина водозабора сертифицирована санитарно-эпидемиологической службой.
В 2006-2007 г.г. над 4 из пяти зданий Духовной школы была возведена крыша из металлической черепицы.
Оборудовано помещение для мастерской резьбы по дереву, где студенты и учащиеся воскресной школы получили возможность учиться вырезать из различных сортов дерева церковную утварь от панагий и наперсных крестов до иконостасов. Живым свидетельством тому остается иконостас студенческого храма преподобного Нестора Летописца, законченный в год получения училищем статуса Семинарии и иконостас храма преподобной Ксении Петербургской - первый храм, в котором началась совершаться Божественная литургия в г. Комсомольске.
Были приобретены компьютері, один из которых был передан в библиотеку училища для возможного использования студентами электронных носителей при написании письменных работ и для формирования своей личной библиотеки.
Окончательно оформился преподавательский бокс, в котором были обустроены 3 двухместных кельи для приезжих преподавателей и гостевая комната для родителей студентов.
В этот же период было уделено особое внимание и внутреннему убранству училища; оно было украшено стендами:
- фотографий и икон святых, имевших непосредственное отношение к Полтавской епархии и Духовной школе;
- выпусков Духовного училища Полтавской епархии и Миссионерского Духовного училища Украинской Православной Церкви (первой фотографией на этом стенде стала найденная в архивах Ректором училища, на тот момент епископом Полтавским и Кременчугским Филиппом, выпускная фотография Полтавской Духовной Семинарии 1917 г., тем самым, видна связь и преемство духовных школ Полтавщины);
- «Фотохроники», который стал отчетным стендом самых значительных миссионерский мероприятий за прошедший учебный год;
- фоторабот Православной международной фотовыставки «В мгновении - вечность!», которая и по сей день пополняется работами наших студентов и преподавателей;
- географических карт Украины с отметками наиболее известных православных монастырей и исторических архитектурных памятников;
Начали проводиться футбольные турниры как между студентами, студентами и преподавателями, так и между местными дворовыми командами. Апогеем футбольных игр стало участие в 2005 г. в городском футбольном турнире.
В 2004 г. учащиеся Миссионерского училища принимали участие и в городских интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?», где среди команд старшеклассников школ и местных средних профессиональных учебных заведений заняли 1-е место.
С 2006 г. в студенческом храме преп. Нестора Летописца начали, кроме традиционных Божественных литургий свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова совершать и древний чин Литургии св.апостола Иакова, брата Господня.
Начиная с 2004 г. неотъемлемым элементом Актовых и Миссионерских дней Миссионерского училища стало проведение не только концертов в Городском доме культуры и творчества и Актовом зале Миссионерского Духовного училища, но и выставок в Городском выставочном зале. Так в 2004 г. была открыта выставка церковных древностей «Свете Тихий», в 2005 г. проведена Православная международная фотовыставка «В мгновении -вечность!», в 2006 г. выставка картин храмов Полтавской епархии, разрушенных в безбожное время «Придите поклонимся».
Студенты училища принимали активное участие в подготовке и работе в 2003 г. 1-го Миссионерского съезда Украинской Православной Церкви, в 2003 г. и 2006 г. 1-ого и 2-ого Православного педагогических съездов соответственно.
В 2006 г. впервые педагогическая деятельность студентов Миссионерской духовной школы вышла далеко за рамки теории и практических уроков преподавания в Духовно-просветительском центре при Свято-Николаевском соборе г.Комсомольска. Учащиеся училища были направлены для прохождения практики в летние православные лагеря Полтавской епархии «Орлятко» и «Дзвоник».
С 2006 г. как на базе Миссионерского Духовного училища, так и на базе Свято-Ольгинского храма г. Киева, студенты и преподаватели нашей Духовной школы принимали активное участие в семинарах и тренингах противодействия торговли людьми, профилактики заболевания СПИДом, документального оформления проектов социального направления и др.
На протяжении всего этого периода училище возглавлял архиепископ Полтавский и Кременчугский, Филипп (Осадченко).
Обязанности проректора училища исполнял: 2002-2004 г.г. - протоиерей Игорь Старынин. Заведовали канцелярией: 2002-2004 г.г. - Погребной В.В.; 2004-2007 г.г. - диакон Сергий Лисовский. | Обязанности инспектора училища исполняли: 2002-2004 г.г. - диакон Александр Галака. 2004-2007 г.г. - протоиерей Владимир Погребной. |
В этот период в Миссионерском Духовном училище Украинской Православной Церкви преподавали:
- проректор протоиерей Игорь Старынин: Патрология, Догматическое богословие, Миссиология;
- духовник протоиерей Георгий Граб: Христианская этика;
- секретарь, позже инспектор, протоиерей Владимир Погребной: Священное Писание Нового и Ветхого Заветов;
- заведующий богословско-миссионерским отделением протоиерей Евгений Паламарь: Философия и Апологетика;
- протоиерей Георгий Зверев: Пастырское богословие и Практическое руководство для пастырей;
- иерей Сергий Коваленко: История Православия на Руси,
- иерей Константин Маслов: Библейская история, Катехизис;
- иерей Василий Фазан: Православная педагогика, История Украины;
- иерей Михаил Павлюк: Сектоведение;
- иерей Анатолий Боярчук: Нравственное богословие, Иконоведение, Библейская история;
- иерей Василий Бабич: Миссиология;
- иерей Александр Носенко: Догматическое богословие, Патрология;
- диакон Александр Галака: Церковный устав, Греческий язык;
- диакон Сергий Лисовский: Церковный устав;
- диакон Сергий Яблуновский: Библейская история, Литургика, Сравнительное богословие;
- диакон Ростислав Денисюк: История Православия на Руси, Церковнославянский язык, история Украины;
- Рудь Павел Григорьевич: Общехристианская История Церкви;
- Рудь Андрей Григорьевич: Катехизис и Догматическое богословие;
- Зуев Александр Леонидович: Сектоведение, Сравнительное богословие, Церковнославянский язык;
- Мохунь Сергей Андреевич: Основное богословие, Религиоведение;
- Лотыш Василий Михайлович: Священное Писание Ветхого Завета и Церковнославянский язык;
- Копытько Владимир Иванович: Церковный устав, Церковнославянский язык;
- куратор богослужебной практики Байдак Николай Николаевич;
- Рыбальченко Людмила Леонидовна: Риторика, Православная педагогика;
- Ковальчук Ирина Петровна: Православная психология;
- заведующая отделением регентов-псаломщиков Каличина Светлана Борисовна: Сольфеджио;
- Шульская Ирина Васильевна: Сольфеджио;
- Нечаева Яна Викторовна: Церковное пение, Дирижирование, Фортепиано;
- Любенская Татьяна Александровна: Церковное пение, Фортепиано;
- Настека Ольга Анатольевна: Методика работы с хором, Церковное пение;
- куратор богослужебной практики Лавецкая Людмила Леонидовна: Церковный устав;
- Лебедев Борис Борисович: История богослужебного пения, Церковное пение;
- Удовиченко Елена Семеновна: Гармония, Музыкальная литература;
- Толмачева Светлана Николаевна: Фортепиано, Дирижирование;
- Шашина Елена Николаевна: Фортепиано, Дирижирование;
- Зиныч Татьяна Всеволодовна: Фортепиано;
- Дубовенко Зоя Вячеславовна: Гармония, Дирижирование;
- Заводун Александра Александровна: Дирижирование;
- Крамарь Валентина Алексеевна: Вокал;
- Добрынина Ольга Владимировна: Экфоника;
- Боярчук Ирина Юрьевна: Церковное пение, Дирижирование;
- Горбань Сергей Иванович: История и теория церковного искусства;
- Глебко Нина Викторовна: Техника иконописания;
- Иноземцева Татьяна Семеновна: Художественный рисунок, Шрифтоведение.
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz